Компания «Исткомтранс» является крупнейшим железнодорожным перевозчиком Казахстана. О том, как лизинговое финансирование способствуют росту компании, рассказал ее директор Вадим Малахов.
- Вадим Александрович, ваша компания опытный лизингополучатель, из пяти сделок две закрыты и три находятся на стадии реализации. Как начались ваши взаимоотношения с лизингом?
- Сотрудничество между нашими компаниями началось в 2009 году со сделок прямого лизинга, в рамках которых Компанией было приобретено 832 вагона. Позже, в 2015 году, Компания вошла в сделки возвратного финансового лизинга в отношении 1822 вагонов, а уже в 2016 году АО «БРК-Лизинг» заключило с ТОО «Исткомтранс» первую сделку на условиях исламского долгосрочного лизингового финансирования Иджара на 113 вагоноцистерн. Мы рассматриваем АО «БРК-Лизинг» как одного из важнейших стратегических партнеров и намерены дальше развивать и укреплять наше сотрудничество.
- Вы заключали различные сделки по лизингу, с какими из них было легче работать, а с какими сложнее?
- Учитывая высокий профессионализм команд обеих сторон и достаточно хорошо проработанную законодательную базу, связанную с лизинговыми сделками, особых трудностей в реализации такого рода сделок не возникало. Некоторые особенности имело заключение сделки исламского финансирования Иджара в связи с тем, что это был пилотный проект, не имеющий аналогов на нашем рынке. Однако слаженная работа обеих сторон, готовность к открытому диалогу и желание двигаться в тесном партнерстве позволило нам достаточно оперативно пройти весь процесс от разработки и рассмотрения правовых документов до получения средств по лизингу.
- Почему компанию привлек данный вид финансирования – Иджара?
- Наша Компания находится в постоянном поиске финансовых инструментов, которые позволят оптимизировать финансовую нагрузку, снизить имеющиеся и вновь возникающие финансовые риски и, в целом, улучшить финансовые показатели. Инструменты исламского финансирования, на наш взгляд, имеют некоторое преимущество перед другими лизинговыми инструментами, предлагаемыми бизнесу сегодня, в виде отсутствия скрытых комиссий, процентов. Действующая законодательная база по исламскому финансированию позволяет использовать данные инструменты, понимая их сущность и четко просчитывая экономическую эффективность использования.
- Насколько велика конкуренция на вашем рынке и как вам помог в этом лизинг оборудования?
- ТОО «Исткомтранс» является одним из ведущих частных железнодорожных операторов в Казахстане и Центральной Азии. Компания оперирует более чем 13 500 единицами подвижного состава, из которых 12 235 составляет собственный парк. Приобретение собственного парка осуществлялось, в том числе, и благодаря лизинговым инструментам, что позволило нарастить собственную базу и занять лидирующие позиции на рынке железнодорожных перевозок. Конкуренция на рынке железнодорожных перевозок достаточно велика как со стороны казахстанских, так и российских операторов. Однако нам удается удерживать лидирующие позиции на рынке.
- Какой социальный эффект от проектов, профинансированных БРК-Лизинг.
- С начала нашего партнерства парк вагонов «Исткомтранс» увеличился более чем в четыре раза, при этом приобретение более чем 20% подвижного состава было осуществлено в рамках сотрудничества с «БРК-Лизинг». Штатная численность возросла с 79 до 186 человек. Сумма налогов, уплаченных в бюджет с 2009 года, составила около 18 млрд. тенге.