Горячая линия по вопросам льготного лизинга +7 (7172) 790 543
+7 (7172) 796 306 Телефон горячей линии по вопросам противодействия коррупции

Термины и определения

В настоящей Стратегии развития АО «Фонд развития промышленности» используются следующие термины и определения:

Единственный акционер, Банк Развития, Банк Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
АО «НУХ «Байтерек», Холдинг Акционерное общество «Национальный управляющий холдинг «Байтерек»
АО «Фонд развития промышленности», Компания АО «Фонд развития промышленности»
Стратегия развития Банка Стратегия развития АО «Банк Развития Казахстан» на 2014-2023 годы
Стратегия АО «НУХ «Байтерек» Стратегия развития АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» на 2014-2023 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2014 года №674
Стратегия развития Компании Стратегия развития АО «Фонд развития промышленности» на 2014-2023 годы
ГПИИР Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874
Программа «Нұрлыжол» Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлыжол» на 2015-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года №1030
ЕДКБ Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №168
НДС Налог на добавленную стоимость
НФ РК Национальный фонд РеспубликиКазахстан
ЕНПФ Акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд»
ГЧП Государственное-частное партнерство
ROА Рентабельность активов
ROE Рентабельность капитала
КПД Ключевые показатели деятельности
ПОЛД Правила осуществления лизинговой деятельности АО «Фонд развития промышленности», утвержденные Единственным акционером АО «Фонд развития промышленности» акционерным обществом АО «Банк Развития Казахстана» от 16 июня 2017 года (протокол №194-2017-05)

ВВЕДЕНИЕ

АО «Фонд развития промышленности» создано на основании решения Совета директоров Единственного акционера от 5 августа 2005 года, государственная регистрация осуществлена 6 сентября 2005 года в органе юстиции, 15 февраля 2006 года - государственная перерегистрация в органе юстиции в связи с изменением названия Компании.

Компания оказывает долгосрочное лизинговое финансирование в приоритетных секторах экономики, определяемой государственными и правительственными программными документами, также решениями Правительства.

Стратегия развития Компании разработана на основании следующих стратегических документов страны и Единственного акционера:

1)   Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»;

2)   Послание Главы государства от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»;

3)   Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922;

4)   Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года №874;

5)   Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года №1030;

6)   Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №168;

7)   Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы, одобренный на заседании Правительства Республики Казахстан (протокол №29 от 31 августа 2016 года);

8)   Стратегия развития акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» на 2014-2023 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2014 года №674;

9)   Стратегия развития АО «Банк Развития Казахстана» на 2014-2023 годы, утвержденная решением Совета директоров Банка Развития.

Эти документы определяют приоритетные направления деятельности и задачи Компании на 2014-2023 годы в целях продолжения поступательного развития приоритетных секторов экономики Казахстана, используемые для достижения этих целей финансовые инструменты и механизмы.

Основные принципы и приоритеты инвестиционной политики Компании, отраслевые приоритеты, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, направления, возможные условия, порядок и сроки финансирования, размещения активов инвестиционного портфеля, софинансирования установлены Правилами осуществления лизинговой деятельности АО «Фонд развития промышленности», утвержденные Единственным акционером АО «Фонд развития промышленности» акционерным обществом АО «Банк Развития Казахстана» от 16 июня 2017 года (протокол №194-2017-05).

Стратегия развития Компании основывается на прогнозе развития АО «Фонд развития промышленности» с учетом сложившихся макроэкономических и маркетинговых условий в среднесрочной перспективе и стратегических документов Правительства Республики Казахстан и материнских компаний в лице АО «НУХ «Байтерек» и Банк Развития.

I. ЛИЗИНГОВЫЙ РЫНОК ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Для обзора рынка лизинга зарубежных стран были выбраны страны со схожей структурой экономики и периода развития лизинговых отношений, т.е. постсоветских стран. Были взяты данные по рынку лизинга Российской Федерации, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан. Анализ рынка лизинга указанных стран показывает, что рынок лизинга развивается благодаря наличию налоговых льгот и реализации специальных государственных программ, также благодаря функционированию специальных ассоциаций лизинговых компаний.

Лизинговые операции в Республике Беларусь осуществляются 94 специализированными лизинговыми организациями и 13 банками.11 компаний являются дочерними предприятиями белорусских и зарубежных банков, остальные учреждены физическими и юридическими лицами, не относящимися к банковскому сектору. 5 компаний являются компаниями с иностранным капиталом, которым принадлежит 37,04% совокупного нового бизнеса и 23,32% совокупного лизингового портфеля.

Согласно налоговому законодательству Республики Беларусь, в течение срока договора лизинга на затраты предприятия должно быть отнесено более 75% стоимости оборудования. При сложившейся практике размер амортизации обычно составляет 99% стоимости, и предприятие в итоге выкупает объект лизинга за 1%. Т. е. получает в собственность почти новую технику по минимальной остаточной стоимости.

Приобретение основных фондов в лизинг позволяет главным образом уменьшить базы для начисления двух налогов: налога на недвижимость и налога на прибыль. Также ключевую роль играет ускоренная амортизация, которая позволяет более быстрыми темпами отнести на затраты предприятия-лизингополучателя стоимость объекта лизинга. Затраты вычитаются при формировании базы по налогу на прибыль, что ведет к его уменьшению. Таким же образом ускоренная амортизация быстро и значительно уменьшает стоимость объекта лизинга, которая является частью базы по налогу на недвижимость.

Для решения задач, связанных с работой лизинговой отрасли Беларуси и защитой корпоративных интересов ведущими лизинговыми компаниями, с 2011 года действует Ассоциация лизингодателей Беларуси, которая координирует деятельность своих членов, представляет и защищает общие интересы, а также осуществляет реализацию совместных программ.

По итогам 2016 года совокупный лизинговый портфель составил свыше 750 млрд белорусских рублей или 0,9% к ВВП, 4,2% к инвестициям в основной капитал и 11,9% к затратам на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. 21,8% объема лизинговых сделок приходится на договора с физическими лицами и 78,2% – на договора с юридическими лицами и предпринимателями.

В Российской Федерации порядка690 компаний отчитываются и активно работают на рынке лизинга. Ряд российских компаний занимают верхние строчки рейтингаLease Europe.

К компаниям с государственным участием относятся: Сбербанк Лизинг, Росагролизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг, Государственная транспортная лизинговая компания и др. Одним из основных преимуществ государственных лизинговых компаний является значительный размер собственного капитала, а также доступ к дешёвым долгосрочным государственным средствам. Это позволяет государственным лизинговым компаниям предлагать очень выгодные условия лизингового финансирования. Государственные лизинговые компании предлагают клиентам как коммерческий лизинг, так и программы льготного финансирования.

Государственные лизинговые компании могут быть как узкоспециализированными (Росагролизинг – лизинг для сельского хозяйства, Ильюшин финанс – лизинг авиационной техники и т.п.), так и универсальными, работающими по лизингу любого имущества (Сбербанк Лизинг, ВЭБ-лизинг, ВТБ Лизинг и т.п.).

Российский Налоговый Кодекс при предоставлении налоговых льгот делит лизинговые сделки на международные (если одна из сторон лизинговой сделки является нерезидентом РФ) и внутренние (обе стороны являются резидентами РФ).

При лизинге налоговые льготы распространяются на налог на имущество (амортизация с повещающим коэффициентом), НДС (возможность отнесения на вычеты), налог на прибыль (включает расходы, связанные с производством и реализацией товара). При этом, данный вид льготы распространяется только на внутренние лизинговые сделки.

Многие крупнейшие российские лизинговые компании имеют развитую филиальную сеть в регионах России. Расширение регионального присутствия лизинговых компаний связано с низким уровнем конкуренции на рынке услуг лизинга во многих регионах, высокой потребностью в лизинговом финансировании у клиентов отдалённых регионов, необходимостью проводить оценку бизнеса лизингополучателя "на месте" и осуществлять регулярный контроль за состоянием и условиями эксплуатации предмета лизинга.

При работе с лизингополучателями в регионах лизинговые компании, созданные при банках, используют как филиальную сеть материнского банка (Альфа-лизинг, Газпромбанк лизинг, Интеза лизинг, ТрансКредитЛизинг и т.п.), так и собственные филиалы, представительства (ВЭБ-лизинг, ВТБ24 Лизинг (Система Лизинг 24), ЛК Уралсиб, Райффайзен-Лизинг, Сбербанк Лизинг, Юникредит лизинг и т.п.).

В портфеле лизинговых компаний доминирует сегмент малого и среднего предпринимательства по итогам 2014-2016 годов. По количеству сделок превышает 90%, по объему превышает 50%. При этом, совокупный лизинговый портфель российских лизинговых компаний в 2017 году превысил 3,3 трлн росс. рублей.

Согласно данным RAEX (Эксперт РА), доля лизинга в ВВП России в 2016 году составила порядка 4,6%, лизинг обеспечивает 25% прироста инвестиций в основной капитал. Это связано с либерализацией российского законодательства по лизингу в 2014 году. В рамках принятых законодательных новелл, а именно расширен круг субъектов-лизингополучателей, в том числе включены муниципальные организации и предприятия, а такжесокращен срок для сделок по финансовому лизингу с3 лет до 1 года.

Позитивный рост показывает розничный сегмент, который вырос на 33% за 2016 год. Ключевое позитивное влияние на розничный сегмент оказывает автолизинг, доля которого на рынке составила около 35%. Кроме того, рост показали строительная и с/х техника, нарастившая доли на рынке до 7 и 3%, соответственно. Росту лизинговых сделок в отдельных секторах, к примеру, автолизинг, влияет реализуемая РФ государственная программа льготного автолизинга, также рост показывает авиализинг, на показатели которого влияет господдержка аренды/ лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов «Сухой Суперджет – 100».

Следует отметить, что по прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2018 году прочие сегменты лизингового рынка также покажут позитивную динамику (+15%) вследствие наращивания региональных сделок.

Первые лизинговые операции на территории Кыргызской Республики начали осуществляться еще 2003 году. Развитие лизинговой деятельности стало возможным благодаря принятому в 2002 году Закону «О финансовой аренде (лизинге)». C 2003 по 2008 годы был принят ряд поправок в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», касающихся налогообложения лизинга. Несмотря на свою 12 летнюю историю, рынок лизинга в Кыргызстане все еще не сложился и находится на стадии зарождения. 

Так как, согласно результатам кабинетного исследования Союза банков Кыргызстана и компании ISR Consult в рамках Проекта USAID BGI представленных на одном из заседаний Клуба Частных Инвесторов, 2015 году было выявлено всего 7компаний, имевших опыт в лизинге. За период с 2003 по 2014 год объем операций лизингового рынка составил 31 766 млн. сомов. Наиболее активное развитие рынка наблюдалось в период с 2011 по 2014 год, так как около 70% всех лизинговых операций были совершены именно в этом периоде. Это было обусловлено вхождением на рынок ОАО «Айыл Банк» с государственным участием, сумевшего за короткий промежуток времени занять лидирующие позиции и увеличить свою долю на лизинговом рынке до 94%, так как вхождение данной компании на рынок было обусловлено в основном участием в государственных программах, целью которых было развитие лизинговых отношений в Кыргызстане.

При этом, рынок лизинга соседнего государства растет незначительно. По данным Союза банков Кыргызстана и компании, ISR Consult это связано с неосведомленностью населения, недостаточностью опыта у банков и других финансовых учреждений, а также непривлекательностью на данный момент лизинговой деятельности в целом, как для банков, так и для потребителей Кыргызской Республики ввиду дороговизны данного инструмента.

На сегодняшний день в Кыргызской Республике средний срок по лизинговым операциям составляет 3 года, а процентная ставка варьируется от 6% до 28% в национальной валюте. При этом, минимальная процентная ставка (6%) может быть установлена лишь в государственных проектах.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные факты, экспертами Кыргызстана прогнозируется большой потенциал возможного роста рынка лизинга Кыргызской Республики, так по данным Министерства сельского хозяйства КР степень изношенности оборудований и техники в горном, туристическом, воздушном, водном, аграрном и в других секторах составляет более 90%, следовательно, потребность в лизинговых операциях будет расти с каждым годом.

Рынок лизинговых услуг в Узбекистане имеет огромный потенциал для роста. Так по данным Ассоциации Лизингодателей Узбекистана, основанных на данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, по итогам 2016 года в Узбекистане зарегистрировано 126 финансовых институтов занимающиеся лизинговой деятельностью. При этом, лизинговой деятельностью активно занимаются 79 организаций, включая 22 коммерческих банка. Рынок лизинговых услуг распределен между лизинговыми компаниями и коммерческими банками, где доля лизинговых компаний – 72,15%, доля коммерческих банков – 27,84%.

Рынок лизинга Узбекистана диверсифицирован, более 48 % рынка представлен 5 крупными игроками, три из которых являются государственными специализированными лизинговыми компаниями, 2 широкопрофильные лизинговые компании, созданные при участии иностранных учредителей и ориентированные на развитие малого и среднего частного бизнеса.

В Республике Узбекистан действует Ассоциация лизингодателей Узбекистана, которая занимается координацией участников рынка, анализирует рынок лизинга.

Также действует пакет налоговых и таможенных льгот, такие как освобождение от НДС услуги финансовой аренды, уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на имущество, т.е. при лизинге есть возможность эти расходы отнести на уменьшение на срок действия договора лизинга, освобождение от таможенной уплаты ввозимого технологичного оборудования.

Совокупный портфель лизинговых операций узбекских лизинговых компаний и банков по итогам 2016 года составил порядка 2,6 трлн узбек. сум. Лизинговый портфель коммерческих банков составил 957,6 млрд сум.

В течение 2014-2015 гг. объем стоимости имущества, переданного в лизинг, варьируется на уровне 0,6-0,4% к ВВП, а объем совокупного портфеля лизинговых сделок – на уровне 1,5-1,4%.

Следует отметить, что в 2016 году, впервые по распределению объемов лизинговых сделок по видам основных средств, лидировал сектор технологического оборудования с показателем в 36%. На рынке технологического оборудования особым спросом пользуются строительная техника и оборудование по производству стройматериалов – 115,5 млрд сум, оборудования по производству продуктов питания – 29,2 млрд сум и текстильное оборудование – 26,9 млрд сум.

Распределение лизинговых операций по Республике Узбекистан достаточно равномерно, за исключением города Ташкента, на долю которого выпадает 38,1% всех осуществленных новых лизинговых операций на рынке страны. Перспективы роста лизингового рынка Узбекистана, по мнению Ассоциации лизинговых компаний Республики Узбекистан: выход местных лизинговых компаний на международные рынки/создание каптивных лизинговых компаний на базе СП «JV MAN Auto-Uzbekistan», ООО «Самаркандский Автомобильный Завод», АО «Дженерал Моторс Узбекистан»; микролизинг (поддержка частных и малых фирм, семейного предпринимательства и надомничества в частности передачи в лизинг малого оборудования для переработки овощей и фруктов, продуктов питания, животноводство, швейного оборудования); лизинг недвижимости; оперативный лизинг.

В перспективе рынок лизинга Узбекистана, по данным узбекских экспертов, будет активно расти в рамках реализации новой утвержденной Стратегии действий развития Узбекистана на 2017-2021 годы. Так как в названном документе приоритетами государственной политики Республики Узбекистан определены внедрение инновационных технологий, модернизация производств и экономики, освоение новых видов конкурентоспособной продукции в промышленности, которые подстегнет спрос на лизинговые услуги.

Также особенностью рынка лизинговых услуг Узбекской Республики является услуги по представлению консультации для субъектов малого и частного бизнеса по вопросам приобретения в лизинг техники, оборудования, автотранспорта, составления лизинг-договоров и бизнес-плана, ведения бухгалтерского учета и по др. вопросам.

Таким образом, обзор рынка лизинга вышеуказанных стран, показывает в целом динамичные темпы развития, на рынке соседних стран появляются новые и амбициозные игроки, происходит довольно значимое усиление конкуренции между лизинговыми компаниями, а это в свою очередь, требует от лизингодателей освоения дополнительных новых видов лизинговых услуг и проведения более активной стратегии развития для поддержания и усиления достигнутой позиции на рынке лизинговых услуг в указанных странах. 

Обзор рынка лизинга развитых стран показывает, что ежегодно на долю лизинга в некоторых ведущих западных странах приходится более 30% всех новых инвестиций. В таких европейских странах как – Великобритания, Германия, Франция, Италия объемы лизинговых операций по движимому имуществу суммарно достигают 73% от всего рынка. Эти же страны, но только с другими соотношениями объемов сделок, занимают господствующее положение и на рынке недвижимости. Суммарная доля их на лизинговом рынке Европы достигает 80%.

Основными объектами лизинга движимости европейских стран являются: автомобили (37-38% от общего объема лизинговых операций); машины, оборудование, устройства (24-26%); средства дорожного транспорта (12-14%); компьютеры, оргтехника для офисов (4-6%); самолеты, суда, грузовой и железнодорожный транспорт и прочие объекты (5-6%).

Основными объектами лизинга недвижимости на рынке являются промышленные здания. На эти объекты лизинга приходится 25,7% от всех лизинговых операций. Существенными объектами являются магазины (22,4%). Ведущей группой среди объектов недвижимости являются офисы, лизинговые сделки с ними составляют 34,2%. Далее следуют помещения общественных служб (6,8%), гостиницы (1,9%) и прочие объекты (9,0%).

Наибольшая доля лизинговых поставок приходится на машиностроительные отрасли и на сектор частных услуг. Так, в Австрии доля лизинга в машиностроении составила 50%, а в Италии — 54%. В Великобритании 62% лизинговых средств были направлены на развитие сектора частных услуг, более 50% средств в этот сектор направляется в Германии и Норвегии.

В целом, европейские лизинговые компании объединены в ассоциацию Евролизинг, которая представляет интересы 25 стран Европы. Членство в ассоциации Евролизинг способствует обмену опытом работы лизинговых компаний, выявлению перспективных направлений лизинговой деятельности.

Анализ законодательств ведущих западных стран, в которых лизинг имеет специальное регулирование, показывает, что в нормативных актах этих государств дается четкое определение лизинга, перечисляются его характерные признаки, наличие которых свидетельствует о заключении договора лизинга, формируются требования, которым должен отвечать лизингодатель, а также соотношение между сроком лизинга и нормативным сроком службы имущества, регламентируются отношения между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества.

Что касается участия банков в финансировании инструмента лизинга можно в пример привести в этом направлении деятельность ряда Банков Развития других стран:

- Китайский Банк Развития (CDB) – инструмент лизинга использует как один из дополнительных видов инструмента и зачастую служит как способ продвижения на экспорт китайских товаров при участии Китайского банка развития в реализации проектов за рубежом;

- Банк Делового Развития Канады (BDC) как один из дополнительных видов финансовых инструментов для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства;

- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» (ВЭБ) – предоставляет инструмент лизинга через дочернюю структуру АО «ВЭБ-Лизинг», последняя в свою очередь, имеет разветвленную сеть филиалов в регионах Российской Федерации и работает с специальными правительственными программами, в рамках которых предоставляет льготное лизинговое финансирование в транспорте и промышленности;

- Бразильский Банк Развития (BN DES) – предоставляет инструмент лизинга в составе комплекса финансовых услуг в проектах, где непосредственно участвует;

- Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) –через различных финансовых посредников обеспечивает доступ к финансовым средствам в виде инвестиций в акции и кредитов, в том числе и лизингу через местные лизинговые компании в виде финансовой и операционной аренды для малых предприятий. Объектом такой аренды могут выступать самые разные товары, такие как грузовые автомобили, машины и оборудование;

- Евразийский Банк Развития (ЕАБР)–через участие в инвестиционных крупных проектах в качестве дополнительного банковского продукта предлагает инструмент лизинга, особенно в крупных инфраструктурных проектах, к примеру, строительство магистральных нефтяных и газопроводов в Российской Федерации, обновление коммунальной инфраструктуры в областях Республики Казахстан (г. Уральск, г. Актау) и др.

В целом, лизинговые отношения являются важнейшим средством конкурентоспособности той или иной экономики страны и обзор международного опыта в этом показывает, что:

- на развитие рынка лизинга влияет наличие ассоциации, основными функциями которой являются – формирование лизингового рынка, определение его состояния и тенденции развития;

- активное развитие рынка лизинга напрямую зависит от уровня либерализации законодательных актов, регулирующие лизинговые отношения;

- спрос на лизинговые услуги диктует наличие государственной поддержки и налоговых льгот;

- с точки зрения государственных банков развития различных стран - инструмент лизинга выступает как механизм продвижения экспорта и в составе комплексных банковских услуг.

II. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

В пункт 2.1 главы 2 внесены изменения в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

2.1. Анализ внешней среды

В целом темпы обновления основного производства находятся в положительной динамике. Так, объем инвестиций в основной капитал в Республике Казахстан в 2016 году вырос на 5,1%, составив 7,7 трлн тенге, против 3,7% в 2015 году.

схема13.png

По видам затрат 57% инвестиций Республики Казахстан приходится на работы по строительству и капитальному ремонту зданий – рост объема вложений к 2015 году составил 6,6%, на машины и оборудование пришлось 28% инвестиций, увеличившись на 9,2%.

При этом, по данным Института экономических исследований Казахстана, коэффициент обновления основных фондов по всем видам деятельности в секторах экономики страны в % за 2010-2015 годы составило 13,4 %, в секторах обрабатывающей промышленности менее 10%, транспорта всего 10%.

По формам бизнеса, малый и средний бизнес по итогам 2016 года не показывают роста инвестиций, что говорит о наличии проблем с привлечением инвестиций либо с расширением бизнеса. Порядка 40% объема инвестиций приходится на малые предприятия. На крупные предприятия в 2016 году приходится порядка 51% инвестиций в основные средства.

схема12.png

В целом, несмотря на низкий рост экономики Республики Казахстан в 2016 году рост показателя инвестиций в основной капитал является умеренно позитивным фоном для лизинговой деятельности.

Итог 2016 года показывает, что рынок лизинга Республики Казахстан в основном развивается из-за мер государственной поддержки, оказываемых государственными лизинговыми компаниями – АО «Фонд развития промышленности» и АО «КазАгроФинанс».

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в 2016 году общая стоимость договоров финансового лизинга составила 166,7 млрд тенге, что на 32% выше показателя за 2015 год - 126,6 млрд тенге. На сельское хозяйство при этом в минувшем году пришлось 46,7% от общей стоимости договоров финансового и операционного лизинга, на транспорт и складирование – 41,1%, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров заняла 6,3%.

По данным RAEX (Эксперт РА Казахстан), объем нового бизнеса лизинговых компаний вырос на 16,5% в 2016 году. В 2015 году рост был на уровне 26%.

схема11.png

Несмотря на рост совокупного объема портфелей лизинговых компаний отмечается устойчивый спад лизингового портфеля компаний, аффилированных с банками второго уровня и незначительный рост частных лизинговых компаний, что связано с нехваткой фондирования частных лизинговых компаний.

схема10.png

В этой связи, в среднесрочном периоде динамику и структуру рынка лизинга дальше будут определять крупные лизинговые государственные компании в рамках реализации государственных и правительственных программ.

Согласно результатов исследования, проведенного Эксперт РА Казахстан в 2016 году, источниками финансирования лизинговых компаний в ходе сделок в 2016 году были сформированы на 52% из собственных средств, заемные средства составили 37%, 11% были обеспечены республиканским бюджетом или НФ РК. Из собственных средств лизингодателя финансируются преимущественно сделки в сфере сельхозтехники, которые на 90% финансируются за счет собственных средств лизинговых компаний. В то время как, при финансировании сделок в сфере транспортных средств и оборудования доля собственных средств составляет только 7%. На 70% источники финансирования по данным сделкам сформированы из заемных средств, еще на 22% — из республиканского бюджета.

  Рейтинг ведущих лизинговых компаний Казахстана в 2016 году выглядит следующим образом:

Место по новому бизнесу

Компания

Объем нового бизнеса в 2016 году, млн тенге

Текущий портфель, млн тенге

Место по портфелю

Количество заключенных сделок в 2016 году, штук

Место по количеству сделок

01.01.2017

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2016

1

1

КазАгроФинанс

57 499

202 406

184 883

1

2 409

1

2

2

Фонд развития промышленности

49 400

87 653

59 108

2

82

3

3

5

Лизинг Групп

1 846

1 642

1 041

4

44

4

4

-

КазМедТех

1 778

2 313

2 537

3

88

2

5

4

Аль СакрФинанс

464

1 550

2 486

6

18

5

6

6

Райффайзен Лизинг Казахстан

-

1 619

4 194

5

-

6

Источник: RAEX (Эксперт РА Казахстан) по результатам анкетирования ЛК

Объем нового бизнеса лизинговых компаний формируют два лидера рейтинга – АО «КазАгроФинанс» и АО «Фонд развития промышленности».

АО «КазАгроФинанс» занимается поддержкой аграриев и основу его портфеля составляют сделки по лизингу сельхозтехники и племенного скота. В 2016 году объем новых сделок несколько снизился – на 2%, однако все еще остается крайне значительным для казахстанской лизинговой отрасли – 57,5 млрд тенге. Портфель при этом вырос на 9%, до более чем 202,4 млрд тенге. Количество сделок составило 2409 – недосягаемый уровень для других участников рынка.

АО «Фонд развития промышленности» - как компания с государственным участием в капитале ориентирована на инвестирование крупномасштабных проектов, соответствующих стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Приоритетными для АО «Фонд развития промышленности» секторами экономики являются обрабатывающая промышленность, производственная и транспортная инфраструктура. Объем нового бизнеса АО «Фонд развития промышленности» в 2016 году вырос на 25% и составил 49,4 млрд тенге. Портфель на конец 2016 года показал значительный рост – 48% и достиг 87,7 млрд тенге.

Что касается частных лизинговых компаний, то они больше сфокусированы в сфере лизинга автотранспорта.

схема9.png

В отраслевом разрезе совокупный лизинговый портфель выглядит следующим образом:

схема8.png

Необходимо отметить, что те сектора, поддерживаемые государством, по-прежнему остаются крупными в общем объеме портфеля, особенно сельхозсектор.

Соответственно в региональном разрезе по объемам лизинга лидируют зерносеющие регионы. При этом, на резкий рост доли лизинга в Северо-Казахстанской области повлияла реализация крупной лизинговой сделки в транспортном секторе, связанной со сбытом продукции отечественного железнодорожного машиностроения.

Наименование

2015

2016

млн тенге

доля

млн тенге

доля

1

Северо-Казахстанская область

5 410

5%

31 240

28%

2

Астана

5 343

5%

29 207

26%

3

Акмолинская область

12 242

12%

14 917

13%

4

Костанайская область

5 004

5%

6 371

6%

5

Павлодарская область

4 649

5%

4 781

4%

6

Карагандинская область

15 422

15%

4 532

4%

7

Алматы

14 496

14%

3 874

3%

8

Восточно-Казахстанская область

4 468

4%

3 214

3%

9

Кызылординская область

3 912

4%

3 160

3%

10

Алматинская область

12 035

12%

2 858

3%

11

Южно-Казахстанская область

1 576

2%

2 314

2%

12

Актюбинская область

4 750

5%

1 634

1%

13

Западно-Казахстанская область

974

1%

1 399

1%

14

Жамбылская область

3 145

3%

1 082

1%

15

Атырауская область

716

1%

425

0%

16

Мангистауская область

148

0%

0

0%

17

За рубежом

7 971

8%

0

0%

 

 

102 261

111 006


Источник: RAEX (Эксперт РА Казахстан) по результатам анкетирования ЛК


Таким образом, рынок лизинга в ближайшие годы будет развиваться в траектории заданных темпов государственными компаниями, оказывающими услуги лизингового финансирования. Этому способствует также существующие налоговые льготы, такие как возможность уменьшения налогооблагаемой базы по корпоративному подоходному налогу, освобождение от НДС. Наличие данных льгот дает возможность делать инструмент лизинга привлекательным.

При этом, дальнейшее развитие рынка в Республике Казахстан лизинга нуждается в законодательном совершенствовании, так как действующее законодательство по финансовому лизингу содержит ряд ограничений.

Прежде всего, необходима либерализация Закона «О финансовом лизинге», которая заключается в уменьшении срока финансового лизинга, также расширении круга субъектов, претендующих на получение услуги через инструмент финансового лизинга, т.е. наряду с субъектами частного предпринимательства необходимо дать возможность получения услуг финансового лизинга организациям и предприятиям с государственным участием.

Следует отметить, что согласно ГПИИР потребность в обновлении основных средств предприятий обрабатывающей промышленности составляет более 4,5 трлн тенге до 2020 года, в рамках программы «Нұрлы Жол» инвестиции в основной капитал требует вложение суммы более 7 трлн тенге до 2020 года.

Вложение инвестиции в основной капитал в рамках указанных программ должно способствовать повышению производительности предприятий в обрабатывающей промышленности на 22%, увеличению стоимостного объема экспорта обработанной продукции на 19% в сравнении с 2015 годом. Также в рамках программы «Нұрлы Жол» к снижению износа мощностей в сфере железнодорожного транспорта с 46% до 42% подвижного состава по перевозке пассажиров и с 44% до 40% подвижного состава по перевозке грузов, в сфере автотранспорта сокращению доли изношенных автобусов на регулярных пассажирских маршрутах с 65 до 50%.

При этом, необходимо увеличить мощности по перевозке грузов и пассажиров авиатранспортом и водным транспортом. Для этого, необходимо увеличение количества паромов и судов до 27 единиц, количества перевезенных пассажиров региональными воздушными линиями до 180 тыс. человек в 2019 году.

Исходя из этих потребностей, Компания может вести более активную политику по расширению и представлению  техники и оборудования (самолётов, паромов, пассажирских и грузовых вагонов, пассажирских автобусов, производительных станков с числительно-программным управлением) через инструмент лизинга  для удовлетворения потребностей экономики в обновлении основных средств предприятий как в рамках государственных и правительственных программ, также через разработку и реализацию отдельных программ лизингового финансирования. 

В пункт 2.1 главы 2 внесены изменения в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

2.2. Анализ внутренней среды

По состоянию на 31 декабря 2017 года лизинговый портфель Компании составил 165 425 млн тенге.  В целом наблюдается активный рост лизингового портфеля в 2017 году, связанный с финансированием проектов транспортной инфраструктуры и освоением средств бюджетного кредита в рамках программы ЕДКБ путем финансирования проектов в приоритетных секторах экономики. Таким образом в 2017 году по сравнению с 2014 годом рост лизингового портфеля составил 6 раз.

схема7.png

Следует отметить, преобладание проектов сектора железнодорожного транспорта, которые требуют принятие мер по диверсификации и сбалансированию отраслевой структуры лизингового портфеля.

Отраслевая структура одобренных инвестиционных проектов по состоянию на 1 января 2018 года:

схема6.png

При этом, Компанией слабо охвачены лизинговым финансированием западные и южные макрорегионы страны, традиционно промышленно развитые регионы - Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарские области. В этой связи, необходимо принять меры для распространения лизингового финансирования в указанных регионах.

схема5.png

Региональная структура инвестиционных проектов на 1 января 2018 года:

АО «Фонд развития промышленности» является оператором инструмента долгосрочного лизингового финансирования в рамках программ ГПИИР, ЕДКБ, внутренней программы Компании «Программа поддержки отечественных автопроизводителей». Компанией в большей степени финансируются низкорентабельные проекты в приоритетных секторах экономики, а также коммерческие проекты, ориентированные на инвестирование в высокотехнологичные проекты.

Компания имеет опыт работы с крупными инвестиционными и инфраструктурными проектами по следующим направлениям:

- предоставление долгосрочного лизингового финансирования. В рамках программы ЕДКБ (программа «Производительность 2020») одобрены, профинансированы и введены в эксплуатацию 13 лизинговых сделок;

- экспортное лизинговое финансирование. Профинансирована первая международная лизинговая сделка по экспорту казахстанской продукции в Азербайджанскую Республику;

- розничный лизинг. С 2015 года АО «Фонд развития промышленности» является оператором программы поддержки отечественных автопроизводителей путем предоставления лизингового финансирования юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на покупку автотранспортных средств и автотехники специального назначения отечественного производства, за исключением сельскохозяйственной техники и легковых автомобилей.

- лизинг с участием экспортно-кредитных агентств. В декабре 2016 года впервые Компанией была привлечена кредитная линия с российского банка на поставку вагонов российского производства для частных казахстанских операторов –перевозчиков.

- исламский лизинг. В 2016 году Компания профинансировала первую лизинговую сделку в рамках исламского лизинга «Иджара Мунтахийя Биттамлик».

Следует отметить, что динамичный рост активов и обязательств Компании за последние два года показал на необходимость расширения штата либо открытия филиалов/представительств Компании в регионах Республики Казахстан/ближнего зарубежья. Компания располагает штатом в 63 чел. на протяжении последних пяти лет, при этом, лизинговый портфель Компании в 2017 году по сравнению с 2014 годом увеличился в 6 раз. Этому способствует активное участие Компании в реализации государственных и правительственных программ, а также рост интереса со стороны предприятий с государственным участием и бизнес-сообществ к инструменту лизинга. Увеличение количества проектов, лизингового портфеля значительно увеличивает нагрузку на каждого сотрудника Компании. В среднем по сравнению с 2014 годом документооборот Компании вырос на 1,7 раз, лизинговый портфель в 6 раз, заемный портфель почти в 5 раз, при этом, средняя нагрузка 1 сотрудника Компании выросла в 1,8 раз.

В пункт 2.3 главы 2 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

2.3 Финансовая деятельность Компании

Финансовые показатели, достигнутые Компанией за 2017 год, значительно выше результатов предыдущих лет. Так, активы АО «Фонд развития промышленности» за последние 4 года выросли в 2,3 раза, собственный капитал в 3 раза.

Обязательства Компании также растут за счет активного роста лизингового портфеля. Компания активно занимает бюджетные и внебюджетные средства для обеспечения потребностей в обновлении и модернизации основных фондов предприятий транспортного сектора.

Резкий рост активов за последние два года произошел за счет финансирования ряда крупных лизинговых сделок в рамках государственной программы «Нұрлы жол» и правительственной программы ЕДКБ, а также за счет реализации Программы лизингового финансирования автотранспорта и спецтехники отечественного производства.

схема4.png

Доход от основной деятельности АО «БРК - Лизинг» в 2017 году вырос по сравнению с 2014 годом в 5,9 раз.

схема3.png

Расходы по резервам также показывают стабильный рост в 7,8 раз. В то же время рост общих административных расходов умеренный, практически не показывает рост заработный фонд, против динамичного роста основных показателей Компании, что свидетельствует о необходимости расширения штатной численности и установления конкурентной оплаты труда.

схема2.png

Также позитивный рост демонстрирует показатель чистой прибыли. По сравнению с 2014 годом рост чистой прибыли вырос с 166 млн тенге до 3 589 млн тенге по итогам 2017 года, рост составил порядка 21,6 раз. Динамичному росту показателя повлияла политика активного лизингового финансирования проектов в транспортном и обрабатывающем секторах, также финансовые вливания со стороны государства в реализацию инвестиционных проектов программ «Нұрлы жол» и ЕДКБ по инструменту долгосрочного лизингового финансирования.

схема1.png

В пункт 2.4 главы 2 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

2.4 Анализ выполнения ключевых показателей деятельности

В рамках Стратегии развития АО «Фонд развития промышленности», принятой в 2015 году, эффективность реализации поставленных целей и задач осуществлялась путем мониторинга 6КПД, которые были достигнуты в период с 2014 по 2017 годы.

Выполнение КПД Компании в 2014-2017 годах


Показатель

Плановые значения

Фактические значения

1.

Объем лизингового портфеля, млрд тенге

2014 г. – 32

2015 г. – 53

2016 г. – 57

2017 г. – 165

2014 г. – 28

2015 г. – 60,6

2016 г. – 87

2017 г. – 165

2.

Доля лизингового  портфеля  от общих  активов, %

2014 г. – 52%

2015 г. – 82%

2016 г. – 65%

2017 г. – 60%

2014 г. – 51%

2015 г. – 70%

2016 г. – 71%

2017 г. – 68%

3.

Уровень провизии к лизинговому портфелю, %

2014 г. – 10%

2015 г. – 15%

2016 г. – 15%

2017 г. – 5,33%

2014 г. – 17,46%

2015 г. – 8,17%

2016 г. – 7,74%

2017 г. – 5,08%

4.

Рентабельность капитала, ROE

2014 г. – 2,57%

2015 г. – 2,9%

2016 г. –1,5%

2017 г. – 5,55%

2014 г. – 1,20%

2015 г. – 3,72%

2016 г. – 2,18%

2017 г. – 12,15%

5.

Долг/капитал

не выше 7

2014 г. –  2,8

2015 г. – 3,7

2016 г. – 7,2

2017 г. – 4,18

6.

Кредитныйрейтинг

Ba3

2014 г. – Ba3

2015 г. – Ba3

2016 г. – Ba3

2017г. – Ba3


В пункт 2.5 главы 2 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

2.5 SWOT-анализ

На базе проведенного анализа внешней и внутренней среды представлен обзор основных сильных и слабых сторон Компании, возможностей и угроз для достижения стратегических целей Компании.

Сильные стороны

1.Лидирующая позиция Компании на рынке лизинга.

2. Наличие государственной поддержки и поддержки материнского Банка.

3. Наличие налоговых преференций.

4. Доступ к недорогим и долгосрочным источникам фондирования.

5. Наличие низкопроцентных и долгосрочных лизинговых продуктов в рамках ЕДКБ и Программы «Нурлы Жол».

6. Опыт инвестиционной деятельности в финансировании низкорентабельных и долгосрочных проектов в приоритетных отраслях.

7. Профессиональный кадровый состав.

8. Опыт привлечения заимствованийна международном рынке и экспорта лизинга.

Слабые стороны

1. Высокая концентрация по определеннымотраслям и группам заемщиков.

2. Наличие проблемных проектов.

3. Непропорциональность штатной численности сотрудников к объему лизингового портфеля Компании.

4. Недостаточное взаимодействие с коммерческим сектором и другими институтами развития (национальными, региональными).

5. Слабая представленность инструментов Компании в регионах.

6. Отсутствие ассоциации лизинговых компаний, представляющей интересы лизинговых компаний и определяющей тенденции развития рынка лизинга.

Возможности

1. Совместная реализация проектов с материнской компанией в целях реализации нового этапа государственной индустриальной политики.

2. Расширение предоставляемых услуг по видам (исламское финансирование, экспорт и импорт лизинговых услуг) и по отраслям (охват секторов пищевой переработки и связи).

3. Реализация ГЧП проектов в инфраструктурном секторе.

4. Софинансирование проектов с банками второго уровня и институтами развития.

5. Охват микро, малого и среднего бизнеса через создание совместных предприятий.

Угрозы

1. Снижение платежеспособности лизингополучателей в связи с ухудшением общей экономической ситуации.

2. Снижение конкурентоспособности заемщиков АО «Фонд развития промышленности» в условиях ЕврАзЭС и ВТО.

3. Устойчивая тенденция снижения деятельности частных лизинговых компаний (угроза свёртывания розничного лизинга).

4. Недостаток качественных несырьевых проектов с хорошими бизнес-перспективами: низкое качество менеджмента на предприятиях, устаревшая материально-техническая база и технологии.

5. Недостаточность и низкий уровень доступности рыночных источников финансирования.

III. МИССИЯ И ВИДЕНИЕ КОМПАНИИ

В пункт 3.1 главы 3 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

3.1. Роль и место Компании в стратегиях развития АО «НУХ «Байтерек» и АО «Банк Развития Казахстана»

АО «Фонд развития промышленности» является дочерней организацией АО «Банк Развития Казахстана» входящей в состав «НУХ «Байтерек».

Стратегическими направлениями в рамках скорректированной стратегии развития АО «НУХ «Байтерек» на 2014-2023 годы являются:

1)   поддержка предпринимательства в сегменте крупного бизнеса;

2)   поддержка предпринимательства в сегменте малого и среднего бизнеса;

3)   обеспечение финансовой доступности жилья;

4)   повышение экспортного потенциала;

5)   трансферт и внедрение инноваций.

Учитывая широкий инструментарий в рамках деятельности Холдинга (кредитование, лизинговое финансирование, гранты, долевое финансирование, субсидирование и т.д.), ориентированный на поддержку различных категорий субъектов предпринимательства, а также в соответствии с международным опытом, Компания сконцентрируется на дальнейшем развитии долгосрочного лизингового финансирования проектов, как наиболее важного инструмента по обновлению основных фондов предприятий в приоритетных секторах экономики.

При этом Компания, являясь оператором долгосрочного лизингового финансирования согласно государственным и правительственным программным документам, не ставит перед собой цель максимизации прибыли. Ее деятельность осуществляется на основе безубыточности. Маржа Компании обеспечивает только возмещение ее операционных расходов и покрытие рисков по реализуемым проектам.

mission.png

3.2. Миссия

Содействие в модернизации и обновлении основных средств предприятий в секторах промышленности и инфраструктуры. 

В пункт 3.3 главы 3 внесены изменения в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

videnie.png

3.3. Видение

Единственный акционер, менеджмент и сотрудники АО «Фонд развития промышленности» разделяют следующее видение АО «Фонд развития промышленности»:

1.   Ведущая лизинговая компания Казахстана, ориентированная на лизинговое финансирование инвестиционных проектов в реализацию государственной индустриальной и инфраструктурной политики;

2.   Институт, содействующий экспорту/сбыту казахстанской машиностроительной продукции в рамках инструментов лизинга;

3.   Институт, содействующий развитию рынка лизинга через совместное финансирование финансовыми организациями инвестиционных проектов;

4.   Институт, способный работать с различными механизмами инструмента лизинга.

IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАДАЧИ КОМПАНИИ

В пункт 4.1 главы 4 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

         4.1. Стратегическое направление - лизинговое финансирование

Лизинговое финансирование является главной деятельностью АО «Фонд развития промышленности». Важным критерием для предоставления лизингового финансирования является содействие в реализации индустриально-инновационной политики Республики Казахстан, развитие потенциала предпринимательства, в частности, финансирование проектов, имеющих социально-экономический эффект и предусматривающих увеличение производительности труда, объема производства продукций и их экспорта.

Потенциальными лизингополучателями Компании являются активные предприниматели частного и государственного секторов, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных секторах в  рамках ГПИИР, Нұрлы Жол и ЕДКБ (приоритетные отрасли в рамках ГПИИР - металлургия, нефтепереработка, химия, машиностроение, пищевая переработка, в рамках Нұрлы жол – инфраструктурные и производственные  проекты в транспортной отрасли, в рамках ЕДКБ – инвестиционные проекты субъектов индустриально-инновационной деятельности).

Проекты, реализуемые в указанных секторах, являются низкорентабельными и требуют дешевого базы фондирования с участием бюджетных средств с процентной ставкой начиная с 3,5%, но не более 11%, и реализуются исключительно в рамках государственных и правительственных программ.

Также Компанией за счет привлечения заемных и иных средств будут финансированы инвестиционные проекты активных предпринимателей в других секторах экономики, такие как нефтегазовый комплекс, туризм, связь, где будут применены рыночные ставки финансирования. 

Компания будет реализовывать также узкоотраслевые программы лизингового финансирования с целью обновления техники и оборудования в секторах региональных авиаперевозок, муниципальных пассажирских автоперевозок, автодорожного строительства и для действующих предприятий машиностроительного сектора. 

Так, согласно ПОЛД, приоритетными объектами лизингового финансирования АО «БРК – Лизинг» являются объекты:

1)   инфраструктура в отраслях энергетики, связи и транспорта;

2)   сельскохозяйственное производство, включая производство и/или приобретение, транспортировку сырья, его переработку и сбыт готовой продукции;

3)   промышленное производство, включая добычу, производство и/или приобретение, транспортировку сырья, его переработку и сбыт готовой продукции в следующих отраслях:

- металлургическая промышленность и производство металлических изделий;

- машиностроение;

- горнодобывающая промышленность;

- химическая и нефтехимическая промышленность, производство основных фармацевтических продуктов и препаратов, резиновых и пластмассовых изделий, не металлической минеральной продукции;

4)   в сфере услуг (на коммерческой основе): туристских, экологических, медицинских, учебных, спортивно-оздоровительных, гостиничных;

5)   проекты, реализуемые за рубежом и способствующие развитию инфраструктуры, транзитного потенциала Республики Казахстан, экспорту казахстанских товаров, работ, услуг и капитала;

6)   производство продуктов питания и напитков;

7)   иныхсфер, не противоречащие законодательству Республики Казахстан и внутренним нормативным документам Компании.

  Компания будет осуществлять лизинговое финансирование инвестиционных проектов с минимальной суммой финансирования, эквивалентной 1,5 млрд тенге, сроком до четырнадцати лет, за исключением проектов, финансируемых в рамках ЕДКБ от 150 млн тенге (текстильная промышленность 75 млн тенге).

  Стратегической целью по данному направлению является вложение в период 2014-2023 годы порядка 550 млрд тенге в развитие обрабатывающих производств промышленной отрасли и производственные мощности транспортного сектора. В рамках достижения данной цели планируется решение следующих ключевых задач:

- предоставление лизингового финансирования в приоритетных секторах экономки в национальной валюте, так как большинство проектов Компании имеет выручку в тенге, также в условиях свободно плавающего режима национальной валюты и воизбежание валютных рисков большинство проектов нуждаются в тенговом фондировании;

- предоставление лизингового финансирования по низкой процентной ставке для проектов в обрабатывающей промышленности.  Компания продолжит практику предоставления наиболее благоприятных условий кредитования проектов, реализуемых в рамках государственных инициатив по диверсификации экономики (ГПИИР, Программа «Нұрлы жол», ЕДКБ);       

  При этом, предоставление недорогого лизингового финансирования на долгосрочной основе возможно при поддержке Правительства Республики Казахстан и Единственного акционера по привлечению средств из НФ РК, республиканского бюджета Республики Казахстан, ЕНПФ и других источников фондирования.

- дальнейшее совершенствование и развитие новых инструментов лизингового финансирования. Для этого Компания будет непрерывно вести работу по развитию инструментов лизинга, отвечающих потребностям рынка, в том числе путем реализации мероприятий по совершенствованию законодательства Республики Казахстан и законодательного расширения деятельности АО «БРК – Лизинг», предусматривающие использование новых механизмов финансирования;

- реализация проектов по модели ГЧП в пределах мандата Компании;

- реализация мероприятий по диверсификации структуры лизингового портфеля. Для этого будет на постоянной основе проводится анализ и оценка риска по концентрации в лизинговом портфеле Компании проектов определенного сектора. Будут приняты меры по поиску и отбору проектов в приоритетных секторах в целях увеличения их доли в общем объеме лизингового портфеля Компании, а также проработка и внедрение лизингового финансирования нефтегазовых и нефтесервисных компаний, а также в предприятии в информационно-коммуникационной сфере;

- сохранение динамичного роста лизингового портфеля путем  финансирования проектов в рамках поддержки экспортеров и проектов с участием экспортно-кредитных агентств ежегодно не менее 7 млрд тенге, а также путем разработки и реализации отдельных программ лизингового финансирования предприятий по обновлению парка воздушных судов для региональной авиации на сумму более 40 млрд тенге, автодорожной  техники порядка 15 млрд тенге, обновление станков для предприятий машиностроительного сектора на револьверной основе с суммой финансирования от 10 млн тенге, также обновление муниципального автотранспорта на сумму 100 млрд тенге;

- улучшение качества управления проектами путем совершенствования/внедрения новых подходов в поиске и генерации новых инвестиционных проектов, экспертизы новых проектов и оценки кредитных рисков, совершенствование параметров отбора проектов, через усиление функции мониторинга проектов путем совершенствования нормативных подходов управления проектами (профилактика проектов), а также проведение целенаправленной работы по снижению проблемных проектов в объеме лизингового портфеля.

  Эффективность выполнения вышеуказанных задач будет осуществляться путем достижения следующих значений по ключевым показателям деятельности в 2023 году:

- увеличение объема лизингового портфеля до уровня 378 млрд тенге (значение по итогам 2016 года – 89 млрд тенге);

- доля частного сектора в лизинговом портфеле не менее 70% (значение по итогам 2016 года - 74,8%);

- сохранение приемлемого уровня провизий к лизинговому портфелю не более 10% (значение по итогам 2016 года – 7,74%);

- доля лизингового портфеля не менее 80% в общем объеме активов ежегодно (значение по итогам 2016 года – 71%);

- количество проектов (с накоплением 2014 года) получивших лизинговое финансирование составит не менее 240 проектов к 2023 году (значение по итогам 2016 года – 29 проектов);

- объем продукции (с накоплением 2014 года), произведенной субъектами предпринимательства, получившими лизинговое финансирование, составит порядка 1 690млрдтенге (значение по итогам 2016 года – 108,6 млрд тенге);

- объем экспортной выручки предприятиями (с накоплением 2014 года), получившими лизинговое финансирование, составит порядка 58,4 млрд тенге (значение по итогам 2016 года – 3,4 млрд тенге).

-   В пункт 4.2 главы 4 внесено изменение в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

4.2. Стратегическое направление - управление финансовыми ресурсами

В рамках реализации данного стратегического направления Компания будет проводить на постоянной основе работу по эффективному управлению активами и пассивами, поддержанию безубыточности и финансовой устойчивости, обеспечению Компании долгосрочными финансовыми ресурсами для осуществления лизинговой деятельности путем привлечения заемных средств из бюджетных и внебюджетных источников.

Казначейство. Политика управления казначейством будет направлена на:

- установление требований к сохранности имеющихся активов, снижению транзакционных издержек посредством автоматизации процессов;

- обеспечение доходности временно свободных денежных средств с учетом потребности лизинговой деятельности в необходимом объеме, валюте и временном периоде;

- повышение экономической эффективности от размещения временно свободных денежных средств за счет прогнозирования и перераспределения денежных потоков;

- установление мониторинга и измерения эффективности процессов по казначейским операциям, внедрение системы управления рисками по казначейским операциям за счет установления и управления лимитами на контрагентов.

Капитализация. При ухудшающихся макроэкономических условиях может возникать необходимость поддержки АО «БРК – Лизинг» путем увеличения его уставного капитала. При этом объем необходимой капитализации должен быть достаточным для обеспечения финансовой устойчивости и осуществления лизинговой деятельности АО «БРК – Лизинг».

Индикаторами финансовой устойчивости Компании, по которым отслеживается необходимость проведения дополнительной капитализации, являются:

­ уровень долговой нагрузки Компании, выраженный как отношение совокупного долга (обязательств) Компании к его собственному капиталу;

­ коэффициент достаточности капитала, рассчитанный как отношение собственного капитала к активам, взвешенным по степени риска.

При этом пороговые значения для указанных параметров устанавливаются решением Совета директоров Компании.

Фондирование. На фоне значительного снижения общемировых цен на сырьевые ресурсы наблюдается снижение объемов государственных доходов Республики Казахстан и поступлений в НФ РК. Сохранение данной тенденции отрицательно влияет на объемы государственных расходов, включающих выделение бюджетных средств на реализацию целевых государственных программ, направленных на стимулирование объемов инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора экономики. Принимая во внимание наличие риска ограничения доступа к государственным источникам финансирования, АО «БРК – Лизинг» сконцентрируется на изыскании альтернативных источников фондирования, что будет способствовать снижению доли государственных средств в фондировании Компании.

Фондирование лизинговой деятельности Компании с приоритетом на привлечении внебюджетных средств будет осуществляться путем реализации следующих мер, но не ограничиваясь:

- привлечение средств на внутреннем рынке капитала, в том числе средства ЕНПФ;

- использование возможностей внутригруппового финансирования;

- привлечение средств на рынках капитала за пределами Республики Казахстан, которые не подразумевают увеличение валютного риска при выдаче средств конечному заемщику в местной валюте (то есть валютные курсы стран последовательны по отношениям к изменениям в макроэкономической среде). К примеру, российский рубль может рассматриваться одной из валют, имеющих обозначенную характеристику;

- диверсификация заемного портфеля в разрезе инструментов, рынков фондирования через создание сети сотрудничества с международными и отечественными финансовыми институтами, и международными финансовыми организациями и привлечение фондирования на выгодных условиях с возможностями комплексного финансирования проектов (выпуск облигаций на внутреннем рынке, внешнее заимствование, торговое финансирование под покрытие ЭКА, в т.ч. поддержка экспорта);

При этом не исключается возможность привлечения заемных целевых средств из НФ РК и республиканского бюджета Республики Казахстан на реализацию инвестиционных проектов в рамках государственных и правительственных программ.

Дивидендная политика. В соответствии с Порядком определения размера дивидендов, выплачиваемых дочерними организациями АО «НУХ «Байтерек» (Дивидендная политика) установлена выплата дивидендов в размере 30% от общего объема чистого дохода.

При этом, решение о выплате дивидендов принимается в зависимости от сложившихся финансово-экономических показателей, на основании показателей финансовой устойчивости и ликвидности Компании.

Вместе с тем, решением единственного акционера от 26 апреля 2017 года АО «Фонд развития промышленности» освобождена от выплаты дивидендов сроком на 1 (один) год.   

Эффективность выполнения вышеуказанных задач будет осуществляться путем обеспечения следующих значений по ключевым показателям деятельности до 2023 года:

- сохранение показателя рентабельности активов (ROА) на безубыточном уровне не менее 0,27 % (значение по итогам 2016 года – 0,35%);

- сохранение показателя рентабельности капитала (ROE) на безубыточном уровне не менее 2,0 % (значение по итогам 2016 года – 2,18%);

- доля негосударственных источников заимствования в общей структуре заимствования составит не менее 80% (значение по итогам 2016 года – 31%).

В пункт 4.3 главы 4 внесены изменения в соответствии с решением Совета директоров АО «Фонд развития промышленности» от 26 октября 2020 года (протокол № 174)

4.3. Стратегическое направление – корпоративное управление и совершенствование организации работы

Реализация нижеуказанных задач направлена на успешную реализацию целей и задач в рамках первого и второго стратегических направлений.

Корпоративное управление. Компания продолжит проводить работу по совершенствованию системы корпоративного управления в соответствии с рекомендациями Единственного акционера и внешних консультантов по следующим направлениям:

- повышение эффективности деятельности Совета директоров;

- совершенствование систем внутреннего контроля;

- развитие системы оценки и вознаграждения менеджмента;

- повышение прозрачности деятельности АО «Фонд развития промышленности»;

- повышение эффективности взаимодействия с Единственным акционером и компаниями группы АО «НУХ «Байтерек».

Будет прорабатываться вопрос по дальнейшему совершенствованию работы службы корпоративного секретариата и ее профессиональному развитию.

Будет продолжена работа по повышению роли независимых директоров и обеспечению качественной работы Совета директоров.

Ставится задача по автоматизации и улучшению бизнес-процессов в АО «Фонд развития промышленности» и улучшение IT, поддержание на высоком уровне кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств и совершенствование законодательства касательно непосредственной деятельности Компании.

Кадровая политика. Человеческие ресурсы являются наиболее важным фактором успеха реализации стратегии развития. В соответствии с единой кадровой политикой «Банка Развития Казахстана», политика управления персоналом АО «Фонд развития промышленности» продолжит развиваться в следующих направлениях:

- эффективное планирование трудовых ресурсов будет осуществляться через применение политики открытого конкурсного отбора персонала;

- обеспечение справедливого и конкурентоспособного вознаграждения за труд путем внедрения системы грейдов и с учетом регулярного обзора заработных плат на рынке в сопоставимой отрасли, проведения мотивационных исследований, реагирования на изменения в законодательстве Республики Казахстан и т.д.;

- повышение уровня производительности труда работников через справедливую и систематизированную оценку деятельности способом применения коэффициента полезного действия, аттестации персонала и мотивационных мер;

- продуктивное управление человеческим капиталом обеспечит система постоянного обучения и развития персонала вместе с внедрением и применением в трудовых процессах современных технологий и систем управления информацией, в том числе посредством автоматизации процессов управления знаниями;

- эффективная коммуникация и взаимодействие работников будет обеспечиваться путем организации внутренних корпоративных каналов коммуникации, в том числе через работу внутреннего портала (интранет), регулярного изучения мнений и предложений работников.

Управление рисками и внутренний контроль. Стратегической целью Компании в области управления рисками является развитие адекватной масштабу, характеру деятельности и долгосрочным задачам Компании системы управления рисками и внутреннего контроля.

Компания руководствуется следующими международными стандартами и практиками в области управления рисками и внутреннего контроля:

• COSO «Внутренний контроль – интегрированная модель» (2013 год). Обновленная версия документа 1992 года. COSO2013 настаивает, что внутренний контроль является процессом, который зависит от людей во всех уровнях организации (не только руководство, директора и т.д.), и должен быть направлен на достижение бизнес-целей Компании.

• COSO «Управление рисками организации – интегрированная модель» (2004 год, находится на стадии пересмотра и обновления). Включает «Интегрированную модель» и «Применяемые техники»). Концептуальная модель, придающая внимание различным аспектам управления рисками. Рассматривает внутренний контроль как важную составляющую управления рисками в Компании.

• Базель II: Международные стандарты измерения капитала – доработанное соглашение.

Система риск-менеджмента и внутреннего контроля в Компании будет строиться на консолидированной основе, с учетом стратегии, политик и правил Банка Развития.

В рамках построения эффективной системы управления рисками будет осуществляться:

- создание в Компании риск-культуры, способствующей проведению анализа рисков при принятии всех управленческих, инвестиционных или проектных решений;

- развитие системы управления операционными рисками посредством совершенствования процедур по работе с реализованными событиями операционного риска и внедрения инструментов раннего реагирования/предупреждения;

- совершенствование информационных систем по оценке кредитного риска;

- в целях минимизации кредитных рисков валютные привлечения должны быть обеспечены денежными потоками лизингополучателя в аналогичной валюте.

Построение системы внутреннего контроля будет направлено на:

- повышение эффективности операционной деятельности;

- снижение вероятности реализации рисков и размера возможных потерь и убытков;

- контроль над эффективным функционированием основных и вспомогательных бизнес-процессов;

- соблюдение требований законодательства Республики Казахстан и ВНА Компании.

PR-политика. Основными инструментами, используемыми АО «Фонд развития промышленности» в рамках PR-продвижения, станут точечная медиа-активность менеджмента АО «Фонд развития промышленности», коммуникации с общественностью через медиа-ресурсы, включая социальные сети, имиджевая реклама, проведение PR-мероприятий.

В своей деятельности АО «Фонд развития промышленности» уделяет большое внимание системе корпоративного управления и будет непрерывно осуществлять работу над улучшениями в этой области в соответствии с мировой практикой. 

Учитывая операционный характер вышеуказанных задач, их эффективность выполнения будет осуществляться через реализацию мер в рамках плана мероприятий в реализацию настоящей стратегии развития.

При этом, соответствующее КПД по данному направлению будет рассчитан согласно Методике по оценке уровня корпоративного управления АО «НУХ Байтерек» и АО «Банк Развития Казахстана».

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Ключевой показатель деятельности Ед.измерения Методология расчёта Фактические значения по итогам 2016 года Целевое значение к 2023 году
1 Увеличение объема лизингового портфеля млрд тенге Лизинговый портфель представляет с собой сумму остатков основного долга (в т.ч. проблемных проектов) на отчетную дату 89 378
2 Доля частного сектора в лизинговом портфеле % Общий объем лизингового портфеля/на общую сумму лизингового портфеля частных проектов 74,8% Не менее 70%
3 Уровень провизий к лизинговому портфелю % Уровень провизий, созданных по лизинговому портфелю, созданные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности /Объем лизингового портфеля  7,74% Не более 10
4 Доля лизингового портфеля от общих активов % Соотношение лизингового портфеля к общим активам 71% Не менее 80%
5 Количество профинансированных проектов (с накоплением) к 2023 году единиц Количество проектов, получивших лизинговое  финансирование за 2014 – 2023 гг. 82 240
6 Сохранение показателя рентабельности активов (ROА) на безубыточном уровне % Чистая прибыль (прибыль за год) / Среднее значение между объемами активов на конец предыдущего периода и на конец текущего периода 0,35% Не менее 0,27

7

Сохранение показателя рентабельности капитала (ROE) на безубыточном уровне % Чистая прибыль (прибыль за год) / Собственный капитал на конец предыдущего периода 2,18% Не менее 2,0
8 Доля негосударственных источников заимствования в общей структуре заимствования к 2023 году % Номинальная стоимость негосударственного заимствования за отчетный год / номинальная стоимость общего заимствования за отчетный год 31% Не менее 80
9 Объем продукции, произведенной субъектами предпринимательства, получившими лизинговое финансирование (с нарастающим с 2014 года) млрд тенге Сумма объемов проиводства (факт)* прирост ЛП с применением базовых допущений (50% проектов выйдут с инвестиционной фазы на производство, применено 10% погрешности) 402,7 1 690
10 Объем экспортной выручки предприятиями, получившими лизинговое финансирование (с нарастающим с 2014 года) млрд тенге Доля экспортной выручки в общем объеме производства продукции предприятиями, получивших лизинговое финансирование 12,9 58,4

VI. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ, ЕЕ МОНИТОРИНГ И КОРРЕКТИРОВКА

Реализация данной стратегии развития возможна при создании системы управления и мониторинга ее реализации посредством разработки и утверждения соответствующего плана закрепления с указанием сроков и ответственных лиц или структурных подразделений.

Мониторинг реализации Стратегии и исполнения соответствующего Плана мероприятий должен осуществляться на годовой основе после утверждения Аудированной финансовой отчетности и заслушиваться Правлением Компании и Советом директоров раз в год.

Для этого структурные подразделения Компании будут направлять на ежегодной основе не позднее 30 января отчет по закрепленным мероприятиям и по достижению установленных КПД в Стратегии развития Компании в ответственное структурное подразделение согласно Плана закрепления. 

Корректировка Стратегии будет осуществляться по решению Совета директоров по мере необходимости. 

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК
Байтерек
Банк развития Казахстана
Министерство национальной экономики