В машиностроении есть большие перспективы для развития
Call-center +7 (7172) 79-63-63

В машиностроении есть большие перспективы для развития

В машиностроении есть большие перспективы для развития

27.12.2012

О машиностроении в Казахстане, программе «Производительность 2020», участии в ней «БРК-Лизинг» и успешных проектах модернизации заводов рассказал член совета директоров АО «БРК-Лизинг» Есиркеп Абдрахманов.

Татьяна ЦАРЕВА

Уважаемый Есиркеп Онланбекович, уже много лет ваша работа связана с машиностроительной отраслью Казахстана. Не могли бы вы рассказать текущую ситуацию в машиностроении в целом.

Начнем с наглядных цифр по отрасли за 2012 год. По 10 месяцам 2012 года уже есть итог - это 507 млрд. тенге. Если прибавить оставшиеся два месяца при расчете 60 млрд. тенге за один месяц, то по концу года где-то будет ещё 120 млрд. тенге. Тогда получается, что объем производства машиностроения в 2012 году будет около 627 млрд. тенге и эта цифра минимальная, а максимально где-то 650 млрд. тенге.

В 2010 году Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ) разработало программу по развитию машиностроения. В этой программе было рассчитано, что по окончании 2014 года объем производства в машиностроении планировалось увеличить до 588 млрд. В текущем году программу по машиностроению будет перевыполнена на 2 года раньше запланированного срока. Кроме того, в следующем году запланирована реализация ряда машиностроительных проектов, которая прибавит к производству еще 100-150 млрд. тенге. Таким образом, с точки зрения объема производства в машиностроении все выглядит хорошо.

Но с другой стороны, давайте вспомним показатели отечественного машиностроения в последние годы советской власти. В 1990 году машиностроение занимало 15% всей промышленности Казахстана. Потом в 1996 году машиностроение упало настолько сильно, что доля машиностроения во всей промышленности достигла минимума в 2,2% и оставалась низкой до конца 90-х. С 2001 года начался рост объёма продукции машиностроения в денежном выражении. Я предполагаю, в этом году машиностроение достигнет доли в 3,9 - 4,0%, несмотря на то, что в последние годы вся промышленность растет. Но если сравнить темпы роста промышленности и машиностроения, то машиностроение растет в два раза быстрее, чем вся промышленность. Это хорошо, хотя с другой стороны доля 4,0% несравнима с тем, что было в 1990 году. Нам здесь надо расти и расти. По крайне мере в три раза.

Есть еще и другая сторона медали. Мы с одной стороны рады, что машиностроение увеличивается. Но давайте посмотрим на импорт, который осуществляет Казахстан. У нас импорт машиностроительной продукции составляет примерно 40% от всего импорта. Теперь если в деньгах подсчитать, то, наверное, в этом году весь импорт будет порядка $40 млрд. долларов США, то импорт машиностроительной продукции будет составлять $15-18 млрд. А собственное машиностроение составляет чуть больше $4 млрд. долларов США. Поэтому собственное производство в 4 раза ниже чем импорт, т.е. 80% машиностроительной продукции мы завозим. Цифры показывают, что в Казахстане имеются большие перспективы для развития отрасли. Мы можем и должны в 4-5 раз больше производить для себя.

Расскажите поподробней об уровне износа основных фондов и технологическом состоянии казахстанских предприятий.

Конечно, уровень износа основных фондов огромный. Это проблема многих стран, в т.ч. Казахстана, а также России и Украины. В Казахстане насчитывается приблизительно около 1000 машиностроительных предприятий. Я убежден, что на 80% предприятий в последние годы обновление было минимальное. Согласно данным Агентства РК по статистике износ по машиностроению в 2011 году составил 33%, а износ по технологическому оборудованию достигает 40%. Это официальные данные, но я думаю на самом деле на 50-60% оборудование изношено. Ежегодное обновление оборудования и машин составляет не более 3-5%.

С другой стороны в последние годы государство стало обращать особое внимание на промышленность, в том числе на машиностроение. В рамках реализации ГПФИИР, 2 года назад приняли программу «Производительность 2020», которая как раз нацелена на обновление основных фондов действующих предприятий и создание новых конкурентоспособных производств. На программу «Производительность 2020» возлагаются большие надежды по изменению ситуации с технологическим отставанием отечественных предприятий.

Расскажите основные задачи и направления финансирования по программе «Производительность 2020».

Программа «Производительность 2020» курируется Казахстанским Институтом Развития Индустрии (КИРИ) и разделяется на два направления. Первое направление связано с льготным лизинговым финансированием через «БРК-Лизинг». Программой предусмотрено финансирование нескольких приоритетных отраслей. Это машиностроение, металлургия и металлообработка, производство стройматериалов, химическая, фармацевтическая промышленность и легкая промышленность. В целом около 10 приоритетных отраслей.

В программе «Производительность 2020» предусмотрена еще и другое направление- это предоставление инновационных грантов. Если ранее выдавались инновационные гранты 4 видов, то теперь их расширили до 9 видов. Понятие грант означает, что тебе бесплатно выдают деньги. Ты сначала должен потратить деньги, а потом тебе возместят часть затрат. Все инновационные гранты покрывают затраты в среднем на 30-40%. Выдают инновационные гранты, например, на привлечение зарубежных специалистов в Казахстан или можно по гранту обучить своих специалистов за рубежом. Кроме того, выдают гранты на патентование изобретений за рубежом, внедрение управленческих технологий, привлечение промышленных технологий и так далее. Для получения грантов нужно подать заявку в Национальное Агентство по Технологическому Развитию (НАТР), которому на эти цели выделены бюджетные деньги от государства.

Можете ли вы выделить какие-то особые преимущества программы «Производительность 2020»?

В Программе «Производительность 2020» есть несколько существенных преимуществ. Сумма лизинга должна быть не меньше, чем 150 млн. тенге. Процентная ставка на данный момент 7,5% - это гораздо ниже, чем дают банки или другие лизинговые компании. Государством для «БРК-Лизинг» были выделены деньги на снижение ставки по программе «Производительность 2020» в размере 15 млрд. тенге в 2011 году и 10 млрд. тенге в 2012 году. Хотя со стороны машиностроителей обсуждается, что ставка 7,5% - высокая для них. Нужно отметить, что рентабельность в машиностроении очень низкая. Она составляет в среднем 7-8%, максимальная прибыль может достигать 10%. На протяжении всего нынешнего года мы доказывали правительству, что нужно снизить ставку. В ближайшее время правительство планирует рассмотреть предложение по снижению ставки до 5%. Решение данного вопроса будет являться положительным изменением в реализации Программы «Производительность 2020».

Несомненным плюсом Программы является срок лизинга до 10 лет, в то время как в других финансовых организациях срок не более 7 лет. Получается, что предприятиям выдают длинные деньги – это то, что банки обычно не дают. Банки дают на 2-3 года. Также обычно лизинговые компании требуют авансовый платеж не менее 30%, который при дефиците денежных средств предприятие не всегда может найти. В этой Программе через «БРК-Лизинг» авансовый платеж составляет 15%.

Имеются ли какие-нибудь результаты по программе? Расскажите об уже завершенных проектах.

По программе «Производительность 2020» «БРК – Лизинг» уже работает больше года, конец 2011 года и 2012 год. За этот период в «БРК – Лизинге» было одобрено 11 проектов на сумму около 20 млрд. тенге, из них 14,5 млрд. тенге- это финансирование со стороны «БРК-Лизинг».

Самый первый проект, который получил финансирование по программе «Производительность 2020», был как раз в области машиностроения. Это был проект модернизации завода «Мунаймаш» в городе Петропавловск. АО «Мунаймаш» - это одно из старейших предприятий Северного Казахстана, было образовано в 1941 году. Ранее «Мунаймаш» было оборонным предприятием, в настоящее время его основным изделием являются штанговые глубинные насосы.

Глубинные штанговые насосы у нас использует только АО «КазМунайГаз». Насосы используются только там, где на старых разработках низкое давление нефти и нефть сама на поверхность не выходит. Все старые месторождения как раз находятся в АО «КазМунайГаз». Цель нового проекта – увеличение производства до 7200 насосов в год. Было поставлено 12 новых станков производства Япония, США и Бразилия. В декабре2012 года эти станки были установлены и введены в эксплуатацию.

По проекту создается 130 рабочих мест, достигается рост производительности труда по заводу в два раза, а по механообработке в 5 раз. Казахстанское содержание в изделии возрастет до 70%, до этого было меньше 50%. Будет экономия по затратам на электроэнергию и снижение издержек.

В конце января 2013 года на территории «Мунаймаш» пройдут показательные мероприятия для других машиностроительных предприятий Казахстана. Я рассчитываю, что там будет много директоров различных казахстанских заводов, чтобы они увидели и поняли, как эффективно работает программа «Производительность 2020» по модернизации технологических линий.

Аналогичное перевооружение «БРК–Лизинг» произвел на Кентауском трансформаторном заводе. Завод входит в группу «Alageum Electric» и производит электрооборудование. В результате его модернизации планируется увеличить реализацию продукции с 12 до 20 млрд. тенге, то есть почти в два раза. Предприятие 50% своей продукции отправляет за рубеж. Таким образом, одновременно улучшается экспорто-ориентированное направление по машиностроению. На заводе увеличится выпуск продукции, производительность труда вырастет в 2 раза, и продукция будет конкурировать с аналогами СНГ и Китая.

В Костанае с помощью финансирования «БРК–Лизинг» создано новое предприятие «СырааркаАвтопром», на котором организовано производство автомобилей «SsangYong Nomad» методом мелкоузловой сборки, т.е. сварка, окраска и сборка кузовов будут производиться здесь. Завод будет производить почти 17 тыс. автомобилей в год. При средней стоимости $20 тыс. за один автомобиль, объем производства будет где-то 50 млрд. тенге. А стоимость проекта составляет 11 млрд. тенге, поэтому получается, что если за года 3-5 они достигнут своей планируемой мощности, то это будет очень прибыльное предприятие. Зачастую в Казахстане производят автомобили, где уровень местного содержания может составлять 5%, а данное предприятие планирует достичь уровня казахстанского содержания в 40%. При объеме в 50 млрд. тенге, это где-то 20 млрд. – это стоимость комплектующих и работ, которые будут произведены в Казахстане.

Теперь вы видите, что уже по нескольким предприятиям увеличение объема производства будет на 30 млрд. тенге. Если мы хотя бы 15 аналогичных предприятий модернизируем, то у нас будет рост производства в машиностроении где-то на 20-25% в год.

Почему именно АО «БРК-Лизинг» выступает в роли оператора долгосрочного лизингового инструмента по программе Производительность 2020?

В Казахстане около 23-24 лизинговых компаний, многие из которых имеюь узкоспециализированную деятельность. Если посмотреть по направлениям деятельности, то только «БРК – Лизинг» обладает широким профилем работы и квалифицированным кадровым составом. До программы «Производительность 2020» сам Банк Развития Казахстана и его дочка «БРК-Лизинг» уже финансировали крупные инвестпроекты в приоритетных отраслях. В частности, Банк развития Казахстана финансировал такие проекты как «Агромашхолдинг», «Актюбрентген», «Казэнергокабель», «Казахстанская вагоностроительная компания». Все эти проекты сегодня успешно работают как на внутренние, так и на внешние рынки. Некоторые из них являются кластерообразующими, поскольку на их базе, по сути, формируются новые центры машиностроения. Так, в 2006 году был введен в эксплуатацию проект «Агромашхолдинг» по сборке комбайнов, на базе которого было организовано производство автомобилей SsangYong , сегодня же на основе этой инфраструктуры налаживает производство «Сарыарка автопром».

Казахстан вступил в Таможенный союз, как интеграционные процессы влияют на повышение конкуренции на рынке Казахстана? Как влияет программа «Производительность 2020» на рост конкурентоспособности казахстанских предприятий?

Если два государства вступают в какой-то союз, то всегда труднее тому государству, которое слабее. Конечно, Казахстан не сравним с Россией по объему экономики. В России в полтора раза выше производительность труда, ВВП России в 15 раз больше, чем ВВП Казахстана. Если не предпринимать каких-нибудь действий, то мы может оказаться в ситуации, когда Россия будет обеспечивать нас всем, в том числе и машиностроительной продукцией. Но в Казахстане более благоприятная для бизнеса налоговая база - на этом мы можем выиграть. Тем более, в последнее время российские компании проявляют интерес в организации производства в Казахстане. Они видят, что это выгодно.

С другой стороны, в России нет такой программы как «Производительность 2020». Сейчас у нас есть возможность 10-15 хороших предприятий сделать лучшими в регионе. Переоборудовать их современными технологиями, чтобы они соответствовали мировому уровню. Тогда, нам не будет страшно участвовать в таможенном союзе.

Вы входите в совет директоров АО «БРК-Лизинг», оператора долгосрочного лизингового инструмента по программе «Производительность 2020». В чем заключается ваша роль в принятии решений как члена совета директоров?

По моему мнению, Совет директоров АО «БРК-лизинг» должен руководствоваться следующим принципом. АО «БРК-лизинг» является государственной лизинговой компанией, использующей бюджетные средства, т.е. деньги налогоплательщиков, наши с вами деньги. Поэтому АО «БРК-лизинг» должно в первую очередь ставить во главу угла государственные интересы, и во вторую свои интересы как финансового института. Поэтому, я как независимый директор, тщательно рассматриваю проекты с точки зрения их полезности и эффективности для развития экономики и промышленности Казахстана.

С другой стороны, я в курсе происходящей модернизации в машиностроении и это помогает в моей общественной работе как члену правления союза машиностроителей Казахстана. Сразу хотел бы сказать и о директорах заводов. Большинство директоров устали или не верят в «игры с государственными органами». Они проявляют безразличие ко всем программам, которые предлагает правительство. Требуются агитации, уговоры или «пинок», для того, чтобы кто-то что-то начал делать. Уже прошло полтора года как существует программа «Производительность 2020», но я бы не сказал, что перед КИРИ выстроилась очередь предприятий, которые хотят модернизировать свое производство.

В конце нашего интервью, чтобы вы посоветовали предпринять машиностроительным предприятиям в Новом году?

Машиностроительным предприятиям и вообще всем предприятиям надо проявлять инициативу. Несмотря на то, что программа «Производительность 2020» уже существует два года, очень многие еще даже не делали попыток пойти и поучаствовать. Но те предприятия, которые уже участвуют и знают о ее преимуществах, они уже по второму разу пишут запросы. Поэтому я бы советовал предприятиям проявить инициативу!